Только что закончила чтение романа Памука. Захотелось прочесть весь роман после чтения первой главы, опубликованной в этом году в "Нью Йоркере". Не жалею о потраченном времени. Роман толстый - 603 страницы! Много повторов, иногда утомляет многословие. Невольно вспоминается Чехов с его призывом к краткости. Хорошо бы автор перечитал роман и сам бы его отредактировал перед опубликованием. Однако, вцелом, впечатление вполне благоприятное. Сначала подумала, что роман - мягкая пародия на турецкое кино, где поетрявшая до свадьбы девственность девушка никогда не бывает счастлива и чаще всего погибает. Потом подумалось, что разговор о силе и власти традиции и стереотипов, заставляющих даже просвещенныех героинь и героев романа принимать сексуальное неравенство женщины за должное... А теперь вот думаю, что роман все-таки не совсем об этом, но о времени, о том, как его запечатлеть, как удержать ускользающие мгновения, как остановить мгновение, особенно если оно тебе дорого и воспоминание о нем приносит счастье. Кемаль придумал собирать вещи. связанные с любимой - от нечаянно оброненной сережки до бутылок, из которых она пила, и сигаретных окурков, которые касались его губ. "Придумал", возможно, не очень точно, поскольку хдесь Памук идет за Флобером, собиравшим вещи - прядки волос, носовой латок, туфельки - своей возлюбленной, Луизы Колетт. У героя романа любимая погибла и теперь он создает музей ее памяти, который перерастает в музей истории Стамбула, увиденной глазами влюбленного в турчанку турка. Роман подталкивает на размышления о музеях и коллекционерах. Почему люди собирают ценности и всякий хлам? Почему не могут расстаться с коробочками, бутылочками, билетами. афишами и т.п.
Как бы то ни было Орхан Памук действительно собирается открыть свой Музей Невинности в Стамбуле в наступающем году. Интересно было бы посмотреть!
Thursday, 31 December 2009
Subscribe to:
Post Comments (Atom)

No comments:
Post a Comment